Путешествие с художником: Марокко глазами Г.А.Стронка
Почти все любят путешествовать. Кто-то пускается в путь за новыми впечатлениями, кто-то за деньгами или “за туманом и за запахом тайги”. А художник собирает кисти и краски и отправляется за вдохновением. В фондах Музея изобразительных искусств Карелии есть произведения художников, созданные в дальних странствиях. Об этом мы и расскажем в нашем новом цикле публикаций “Путешествие с художником”.
Сегодня наш «гид» – Георгий Адамович Стронк (1910-2005), автор прекрасных пейзажей и широко известных иллюстраций к эпосу «Калевала», создатель целой галереи портретов известных людей Карелии и серии работ, посвященных природе и людям Беломорья.
В августе-сентябре 1963 года Георгий Адамович Стронк совершил интереснейшее путешествие. Он побывал в Марокко, Италии и Франции. Рисунки из его серии «Путевые зарисовки», хранящиеся в нашем музейном собрании, помогут нам проделать тот же путь вслед за художником.
Итак, перед нами Марокко – страна в Северной Африке с невероятным разнообразием пейзажа, флоры и фауны, соединившая в себе самые прекрасные традиции Востока. Пустынные пейзажи, простирающиеся до горизонта, и пальмовые рощи редких оазисов предстали перед взором художника.
Типичный пейзаж Марокко Пальмы Марокко
Георгий Адамович посетил старейшие города Марокко: Марракеш и Рабат, это две из четырех исторических столиц государства.
Город Марракеш был основан в 11 веке, и в те далекие времена был главным городом Марокко. Самая старая часть города Марракеш – Медина – это древняя крепость, окружённая мощной 10-километровой стеной, в которой есть 14 ворот, а также масса дозорных башен. Ворота крепости выполнены строго в арабском стиле и представляют собой несколько переходящих одна в другую мавританских арок, выстроенных в виде подковы и украшенных традиционными арабскими узорами. История этой конструкции началась в далеком 1126 году. Сейчас Медина Марракеша причислена к памятникам Всемирного наследия.
Древние врата в Маракеше На улице в городе Маракеш
В сердце Медины — площадь Джемаа аль-Фна. Здесь можно увидеть акробатов, сказочников, продавцов воды, танцоров, музыкантов, заклинателей змей и обычных жителей города, спешащих по своим делам.
Молодая нянька На улицах Медины
За старым городом простирается роща финиковых пальм – прекрасный оазис, занимающий площадь 13 га. Еще в 12 веке здесь была устроена специальная ирригационная система для полива 100 000 деревьев.
![](http://next.artmuseum.karelia.ru/wp-content/uploads/2020/06/VZ-Stronk-G.A.-Palmovaya-roshha_1.jpg)
Главное средство передвижения по пустыне – это, конечно, верблюд. В Марракеше их множество. Некоторые марроканцы зарабатывают себе на жизнь, устраивая для туристов прогулки верхом на верблюде. Художник изобразил портрет одного из «кораблей пустыни» – добродушного верблюда.
Добродушный верблюд На этом верблюде можно покататься
По пути в нынешнюю столицу Морокко, город Рабат, мы заедем в Волюбилис и увидим находящийся под охраной ЮНЕСКО памятник Всемирного наследия – руины древнего города. Время возникновения Волюбилиса теряется в глубине веков. Название в переводе с латинского означает «щедрость», намекая на плодородие почвы. В этом старинном римском городе когда-то очень и очень давно были построены триумфальная арка, форум с базиликой и проложен акведук. Многолетние раскопки открыли для посетителей былую красоту и величие руин, и сейчас это часто посещаемое туристами место, а в 1963 году художник увидел его таким.
![](http://next.artmuseum.karelia.ru/wp-content/uploads/2020/06/VZ-Stronk-G.A.-Marokko-raskopki-drevnego-rimskogo-goroda_1.jpg)
Рабат (в переводе – «укреплённый монастырь») – один из старинных городов Марокко, и наибольшего расцвета он достиг в 12 веке при Якубе аль-Мансуре, который построил в городе множество сооружений, включая крепость Касба Удайя, а также начал строительство мечети, которая должна была стать крупнейшей в мире. Минарет её должен был достичь высоты 86 м, но был к моменту смерти Якуба достроен лишь до 44 м, после чего строительство прекратилось. Недостроенный минарет или Башня Хасана и несколько столпов из песчаника, оставшиеся от исполинской мечети, которую предполагалось воздвигнуть подле минарета, видны на рисунке Георгия Аламовича Стронка.
![](http://next.artmuseum.karelia.ru/wp-content/uploads/2020/06/VZ-Stronk-G.A.-Vostochnyj-gorod.-Bashnya_1.jpg)
Сейчас Рабат – культурный и индустриальный центр Марокко, очень востребованное место туристического паломничества.
Пальмы Рабата Парк в Рабате На улицах Рабата
Монархическое правление закреплено в марокканской конституции. В 1963 году во время путешествия художника Стронка на престоле сидел король Мулай Хасан Алауи – Хасан II, который в своей тронной речи сказал: «Вступая на престол моих славных предков, я готов отдать все свои силы для защиты интересов моей страны, которой буду искренне и бескорыстно служить. Мое сердце навсегда принадлежит моему народу…».
![](http://next.artmuseum.karelia.ru/wp-content/uploads/2020/06/VZ-Stronk-G.A.-Rabat-u-vorot-dvortsa-Hasana-II_1.jpg)
У ворот дворца короля Хасана II мы с вами побывали, благодаря очередному рисунку Георгия Адамовича Стронка.
Материал подготовлен Людмилой Никифоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом
В следующий раз мы отправимся в Италию и во Францию! И снова в роли “гида” Г.А.Стронк.
На фотографиях работы Г.А.Стронка из альбома “Путевые зарисовки” (1963)